Немного о компьютере

Условия применения информационных технологий в начальной школе. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы - Федяинова Н.В. Проектирование информационной технологии обучения

Рецензент доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский

Федяинова Н.В.

Ф32 Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учеб.-метод. пособие. – Омск: Омск.

гос. ун-т, 2004. – 71 с. ISBN 5-7779-0483-1

Учебно-методическое пособие содержит материал, раскрывающий основные направления использования информационных технологий в сфере образования в целом и в учебном процессе начальной школы в частности. В работе приведены примеры использования программного пакета MS Office для разработки методических и дидактических материалов, представлены этапы создания обучающих программ с элементами самоконтроля в

Пособие предназначено для учителей начальной школы и может быть использовано при подготовке студентов факультета начальных классов.

УДК 37.022 ББК 72.24

Введение

В настоящее время быстро развивающиеся новые информационные технологии (ИТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи ИТ необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся. И в то же время необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.

Ожидаемый педагогический эффект от применения ИТ в обучении неразрывно связан с широкими возможностями, предоставляемыми средствами современной микропроцессорной вычислительной техники и психологическими особенностями их использования в процессе обучения с обязательным соблюдением эргономических норм по длительности непрерывного пребывания учащихся за компьютером. Так, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут в течение урока с обязательным проведением по окончании работы расслабляющей физкультминутки. Применение ИТ на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности ИТ, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя началь-

ных классов. Это один из критериев качества подготовки подлинно современного специалиста.

Целью учебно-методического пособия является рассмотрение основных возможностей ИТ и методов их использованием в учебном процессе начальной школы.

Часть 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие ИТ и их классификация

В психологической и педагогической литературе (Н.В. Апатова, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, В.С. Швырев и др.) неоднократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи информации. Если следовать определению В.М. Глушкова , что информационные технологии – это процессы, связанные с переработкой информации, то можно сделать вывод, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Само понятие технология отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности в отношении гарантии целедостижения, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности.

Понятие технология широко используется в сфере материального производства. В энциклопедической и специальной литературе содержатся различные определения данного понятия. Энциклопедический словарь определяет технологию как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» . Методы технологии подобраны не случайно, и все они направлены на достижение единой цели – получение конкретной продукции. Ключевым звеном технологии в любой сфере деятельности (материальной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное его достижение. Совокупность и последовательность методов преобразования исходного продукта представляют собой определенный способ производства. Таким образом, технология – это определенный способ производства продукции с заданными параметрами, использующий совокупность средств производства под управлением человека.

Как можно заметить, технология связана с определенной деятельностью и может быть реализована только в результате этой дея-

тельности. Средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта. Следовательно, освоение технологии связано, с одной стороны, с изучением средств, а с другой – с овладением целенаправленной деятельностью с данными средствами. Причем знание возможностей используемых средств позволяет оптимизировать деятельность в рамках технологии.

Целью ИТ является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению како- го-либо действия. В рамках настоящего пособия под информационной технологией будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) .

В сфере образования понятие информационная технология наиболее часто стало использоваться с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу (конец 80-х гг. прошлого века).

Существуют различные классификации ИТ. Рассмотрим классификацию ИТ, широко используемую в образовательной сфере

Те ех хн но ол ло ог ги ия я р ра аб бо от ты ы с с г гр ра аф фи ич че ес ск ко ой й и ин нф фо ор рм ма ац ци ие ей й

Технологии числовых расчетов

ИИ ТТ

информационные

технологии

М Му ул ль ьт ти им ме ед ди иа а т те ех хн но ол ло ог ги ии и

Т Те ех хн но ол ло ог ги ия я р ра аб бо от ты ы с с т те ек кс ст то ов во ой й и ин нф фо ор рм ма ац ци ие ей й

Т Те ех хн но ол ло ог ги ии и х хр ра ан не ен ни ия я, , п по ои ис ск ка а и и с со ор рт ти ир ро ов вк ки и д да ан нн ны ых х

Рис. 1. Классификация информационных технологий

В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств ИТ, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации. К аппаратным средствам ИТ относят электронно-вычислительные машины (ЭВМ), персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), устройства ввода – вывода информации, средства связи на локальном и глобальном уровнях, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ. Программные средства ИТ представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера, к ним относят системы искусственного интеллекта, системы машинной графики, текстовые процессоры (редакторы), табличные процессоры (электронные таблицы), системы управления базами данных, экспертные системы, операционные системы, языки программирования, пакеты прикладных программ и т. д.

Состав программных средств конкретной ИТ зависит от архитектуры компьютера и изменяется в соответствии с прогрессом в сфере разработки программного обеспечения. В настоящее время наиболее доступными и широко применяемыми в обучении программными средствами ИТ являются продукты корпорации Microsoft® . Соответствие данных программных средств конкретным ИТ представлено в таблице 1.

Таблица 1

Предоставляемые

Программные

возможности

продукты

Технология рабо-

Обработка текстовой и графи-

ты с текстовой

ческой информации, автомати-

информацией

зация процессов информацион-

но-методического обеспечения,

визуализация информации

Технология рабо-

Обработка графической инфор-

ты с графической

мации, автоматизация процес-

информацией

сов информационно-методичес-

кого обеспечения, визуализация

информации

Окончание таблицы 1

Технологии чи-

Обработка

числовой

словых расчетов

ции, создание математических

автоматизация

цессов вычислительной

тельности и обработки резуль-

татов эксперимента, автомати-

зация процессов информацион-

но-методического обеспечения,

организационного управления

учебной деятельностью и кон-

троля за результатами усвоения

Технологии хра-

Архивное

хранение

нения, поиска и

объемов информации (тексто-

сортировки дан-

вой, числовой, графической,

аудио и видео) с возможностью

ее передачи, создание инфор-

мационных моделей, автомати-

зация процессов информацион-

но-поисковой деятельности, ав-

томатизация процессов инфор-

мационно-методического обес-

организационного

управления учебной деятельно-

стью и контроля за результата-

ми усвоения

Сетевые инфор-

Легкий доступ к центральному

мационные тех-

банку данных, целенаправлен-

ный поиск информации (тек-

стовой, числовой, графической,

аудио и видео), передача ин-

формации и обмен сообщения-

Мультимедиа-

Одновременная работа с разно-

технологии

родной информацией (тексто-

вой, графической, аудио, ви-

део), автоматизация

процессов

информационно-методического

обеспечения, компьютерная ви-

зуализация информации об объ-

ектах или явлениях

1.2. Психолого-педагогические основы использования ИТ в обучении

Вопросы внедрения и использования ИТ в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

На перспективы использования технических средств в обучении еще более двадцати лет назад указывал Б.Г. Ананьев: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая, или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук» .

Важное значение в изучении психолого-педагогических аспектов применения компьютерной техники в обучении имеют исследования Б.Ф. Ломова, Е.И. Машбица, О.К. Тихомирова, Л.Н. Бабанина. В данных исследованиях основной акцент сделан на то, что компьютер следует рассматривать как «мощное средство повышения эффективности обучения» , психического развития человека, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить преподавателя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность студентов и школьников.

Многочисленными исследованиями в области психологии доказано, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Установлено, например, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15 %, визуальных – на 25 %, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65 % .

Наиболее высокое качество усвоения должно достигаться при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого ученикам изображения в процессе обучения. Потенциал компьютера как основного средства реализации ИТ позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это, в свою очередь, оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые органами чувств, далее подвергаются логической обработке и попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Вследствие этого создается основа для успешного протекания следующего этапа процесса познания – осмысления.

На этапе осмысления использование выразительных средств ИТ способствует формированию и усвоению понятий, доказательности и обоснованности суждений и умозаключений, установлению причинно-следственных связей и т. д. По мнению психологов и дидактов, аудиовизуальные возможности современных компьютеров влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания; играют большую роль в запоминании как логическом завершении процесса обучения, так как, создавая яркие опорные сигналы, помогают выявить логическую нить материала, способствуют закреплению полученных знаний и их систематизации.

Эмоциональное воздействие от применения в процессе обучения ИТ способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого материала, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Сохранение внимания на протяжении всего учебно-воспитательного взаимодействия является одной из актуальных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что внимание обучаемого является чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения, и указывал средства для сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

Три из четырех названных К.Д. Ушинским средств присущи ИТ, которые, обладая широким диапазоном выразительных и технических возможностей, позволяют усилить впечатление от изла-

гаемого материала. Психологи отмечают, что использование компьютера способствует также усилению непроизвольного внимания у обучаемых. Смена видеоинформации на дисплее требует пристального внимания, так как несанкционированное нажатие клавиш вызывает мгновенную ответную реакцию системы компьютера в виде всплывающих меню или интерактивного диалога.

Исследования в области психологии и педагогики показали, что компьютер обладает возможностями развития творческих способностей у учащихся и обеспечивает усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации (Г.Г. Брусницина, Н.Я. Виленкин, Л.А. Жукова, Г.М. Коджаспирова и др.). Графические возможности позволяют создавать рисунки на экране дисплея, диаграммы, графики и тут же их распечатывать, конструировать модели различных объектов и проверять их работоспособность, моделировать явления окружающего мира и прогнозировать влияние на них различных факторов.

Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности средствами ИТ обеспечивается и логическая наглядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схемы отношений понятий, круговые схемы, классификационные деревья. Назначение такой наглядности – придать образность понятию, идее, логическому элементу. Средства ИТ способны представить логическую наглядность в динамичной форме и индивидуальном режиме изучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное использование ИТ вызывает положительный эффект на любой стадии педагогического процесса:

на этапе предъявления учебной информации обучаемым;

на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия;

на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и т. п.

Но в то же время необходимо учитывать, что использование ИТ в обучении может вызвать и ряд негативных эффектов, связанных с длительностью пребывания учащихся за экраном дисплея. Отсюда вытекает необходимость строго соблюдения эргономических норм эксплуатации компьютеров в процессе обучения.

1.3. Основные направления использования ИТ

в учебном процессе

Применение ИТ позволяет осуществлять интенсификацию учебного процесса и организовать различные виды деятельности учащихся:

1) информационно-учебную;

2) учебно-игровую;

3) экспериментально-исследовательскую;

4) самостоятельную.

Эти виды деятельности ориентируются на активное использование ИТ учителем и учащимися в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение «микрооткрытия» в процессе изучения окружающего мира. Использование ИТ в учебном процессе необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих лич- ностно-ориентированному развитию учащихся.

Организация учителем перечисленных видов деятельности с применением ИТ требует его специальной профессиональной подготовки в области практического пользования ИТ и их методического применения в учебном процессе.

Остановимся на основных направлениях использования ИТ в учебном процессе с учетом методической целесообразности и возможностей ИТ:

1) осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи;

2) обработка результатов эксперимента;

3) осуществление управления реальными объектами (учебными роботами);

4) организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;

5) осуществление автоматизированного контроля организации учебной деятельности;

6) разработка педагогических программных средств (ППС) различного назначения;

7) разработка методических и дидактических материалов;

8) разработка web-сайтов учебного назначения;

9) организация интеллектуального досуга учащихся.

В учебном процессе начальной школы все перечисленные направления использования ИТ в той или иной степени имеют место. Наиболее широко используются ИТ для разработки методических (разработки уроков, методические рекомендации и т. д.) и дидактических (иллюстративный, занимательный материал, карточкизадания и т. д.) материалов, организации интеллектуальных игр и викторин, разработки ППС различного назначения. Остановимся более подробно на видах дидактического материала, разрабатываемого с использованием ИТ, и типах ППС.

Наиболее широко используемый в начальной школе дидактический материал и необходимые для его разработки ИТ корпорации Microsoft® представлены в таблице 2.

ребусы с автоматической обработкой текущих результатов Электронный тест (открытый, закрытый),

кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих и итоговых результатов Электронный дидактический материал на классификацию предложенных объектов, конструирование объектов из готовых элементов Электронные шаблоны для обработки ре-

зультатов эксперимента, наблюдений, анкетирования и т. д.

Мультимедийный демонстрационный материал Электронные справочники, справочные таблицы

Электронные мультимедийные пособия для самостоятельного изучения материала

Разработка печатного раздаточного материала всегда была для учителя одной из самых трудоемких, а порой и рутинных задач, если речь шла о копировании однотипных вариантов заданий. Это способствовало быстрому освоению учителями технологии работы в текстовом процессоре Word.

Всего 2 р. 80 к.

Таблица 2

Вид дидактического материала

Программный

Печатный раздаточный материал (карточ-

ки-задания, кроссворды, ребусы, схемы,

1) Назови каждую из незакрашенных долей прямоугольника.

Рис. 2. Примеры индивидуальных карточек-заданий

Рис. 3. Примеры бланкового и электронного тестов

Реже учителями используются электронные тесты (рис. 3), разработанные в Word. В то же время электронные тесты обладают рядом преимуществ, основным из которых является возможность их многократного использования. Электронные тесты для младших школьников целесообразно оснащать кнопками выбора вариантов ответа (кнопочная форма) с целью сокращения времени ответа на вопросы.

Для установки кнопочной формы необходимо активизировать панель Формы , для этого следует вызвать команду меню Вид – Панели инструментов – Формы (рис. 4):

Рис. 4. Активизация панели инструментов Формы

Рис. 5. Результат выбора Поле со списком и Параметры поля формы

Затем необходимо курсор установить в то место документа,

В окне Параметры поля со списком последовательно внести

где должна быть кнопка выбора варианта ответа и на панели Формы

предлагаемые варианты ответов к данному вопросу, набирая вари-

выбрать последовательно Поле со списком и Параметры поля фор-

анты ответов в поле Элемент списка и нажимая кнопку Добавить

мы (рис. 5).

(рис. 6). Первым элементом списка всегда необходимо ставить

«пробел» или знак «?», так как первый элемент всегда отображается

Интересным для учителей начальных классов является разработка в Word электронного дидактического материала с элементами конструирования и классификации: Составь схему, Собери картинку, Что чему соответствует и т. д. (рис. 7) Работа с таким дидактическим материалом является для младшего школьника своеобразной игрой, повышает интерес к изучаемому предмету. В технологической основе выполнения таких заданий лежит умение ребенка управлять курсором мыши. Данное умение легко приобретается и способствует развитию координации движений руки ребенка.

Рис. 6. Пример заполнения Списка ответов и установки Защиты формы

После внесения вариантов ответа на каждый вопрос необхо-

димо защитить форму для функционирования кнопочной формы от-

вета, для этого на панели Формы нажимается кнопка Защита фор-

мы (рис. 6). Бланковые и электронные тесты, созданные в Word,

предполагают последующую их обработку учителем, что требует

дополнительного времени и не позволяет организовать экспресс-

Рис. 7. Пример электронного дидактического материала

тестирование.

на конструирование и классификацию, разработанного в Word

МКОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа»

Использование информационно-коммуникационных технологий
в начальной школе

учитель начальных классов

с.Старомалиновка 2013

1.Введение.

3. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.

6.Результативность.

7.Заключение.

8.Литература.

Цели:

обеспечить положительную мотивацию обучения; ;

Повысить эффективность процесса обучения;

Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

профессиональная самореализация через использование мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

Усвоить базовые знания по предмету;

Систематизировать усвоенные знания;

Сформировать навыки самоконтроля;

Сформировать мотивацию к учению в целом;

Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

1.Введение.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. . Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

2.Возрастные особенности учащихся начальной школы.


Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить

Внедрение информационных технологий основано также на учете возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;· большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;· высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;· мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

3.Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ:

Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

Постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

Стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся.Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической,общекультурной,коммуникативной,ценностно-смысловой,информационной компетенцией.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников-необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:

Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности

Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков.

В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия

Учитывая выше сказанное,можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии и вряд ли возможно движение в обратную сторону. При одном непременном условии-сохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и творческой. Без этого не может быть качества образования.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет
.

4.Мультимедийные презентации. Их польза на уроках в начальной школе.

Мультимедийные презентации- это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:

Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

Усиливает воздействие выступления.

Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
.Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты- это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная радиация, компьютерная зависимость.
А поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН

Классы

Непрерывная длительность (мин.) не более

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушиваемые аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!

На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле .

Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 4-6. Общее количество слайдов на 1 урок – 8-10.

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока

Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, на базе одного шаблона

Сжатый, информационный способ изложения материала

Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку

5.Применение компьютерных технологий в начальной школе.


В своей работе я часто применяю ИКТ,
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

На уроках русского языка большую помощь оказывает программа тренажёр «Фраза» , где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. Данная программа позволяет проверить знания, оценить их и оказывает помощь.

УМК «Школа России» по все предметам предлагает электронное приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере.

На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Русские писатели и поэты». .
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мною были созданы презентации к уроку русского языка во втором классе по теме «Части речи», по литературному чтению в первом классе «М. Пляцковский Помощник.»и по окружающему миру «Зимушка зима».Урок, включающий слайды презентации,вызывает у детей эмоциональный отклик, возрастает внимание, активность.
Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера,как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний
ИКТ я широко использую во внеклассной работе с учащимися. Прежде всего, это подготовка и оформление различных сообщений, проведение внеклассных мероприятий,классных часов. Создание и использование таких презентаций, как «Россия-родина моя», «Зимушка зима» ,»Старомалиновка», построенных на местном материале , вызвали эмоциональный всплеск учащихся, активизировали познавательную деятельность,способствовали воспитанию любви к родному краю, желанию беречь родную природу.

На классном часе «Нашей школе 45» учащихся 1-4 классов через презентацию смогла познакомить с историей рождения и жизни Береговской школы, что способствовало активизации интереса и внимания у всех без исключения.

При проведении праздника «Прощай начальная школа» вниманию зрителей и участников были представлены презентация «Статистический отчет» и видео «Этот фильм про нас, про четвертый класс!»,что позволило всю историю этого класса за четыре года увидеть наглядно. Материал для статистического отчета мы с ребятами собирали вместе, а продуктом этой работы и получилась презентация. Детям, да и взрослым, это было интересно, увлекательно и познавательно.

Формирование первоначальных этических представлений, понятий о правилах поведения –это одна из задач воспитательной работы в начальных классах. На классном часе «Скоро День рождение» использование презентации обеспечило положительную мотивацию в решении этой задачи и способствовало активизации деятельности учащихся.

Участвовали с детьми в телекоммуникационных проектах. В данном случае учились пользоваться компьютером, как источником информации.
Я включаю в процесс обучения ещё аудио, и видео средства.


6. Результативность.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.


Уровень мотивации учебной деятельности на уроках с применением ИКТ

Уроки с ИКТ Традиционные уроки

7.Заключение.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.

8.Литература

Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г

Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г

Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.1178-02)

http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php"Применение ИКТ в начальной школе"

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=562

Цели:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

повысить эффективность процесса обучения;

способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

профессиональная самореализация через использование мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

Усвоить базовые знания по предмету;

Систематизировать усвоенные знания;

Сформировать навыки самоконтроля;

Сформировать мотивацию к учению в целом;

Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. . Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить

Внедрение информационных технологий основано также на учете возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;· большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;· высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;· мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ:

Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

Постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

Стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся.Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической,общекультурной,коммуникативной,ценностно-смысловой,информационной компетенцией.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников-необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:

Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности

Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков.

В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия

Учитывая выше сказанное,можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии и вряд ли возможно движение в обратную сторону. При одном непременном условии-сохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и творческой. Без этого не может быть качества образования.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание текстовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Мультимедийные презентации- это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:

Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

Усиливает воздействие выступления.

Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
.Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты- это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения, компьютерная радиация, компьютерная зависимость.
А поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН:

Работа с компьютером
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

    для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут ;

    для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут ;

Работа с интерактивной доской

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках:

    в 1-4 классах не должна превышать 5 минут ;

Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках:

    в 1-2 классах составляет не более 25 минут ;

    3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения .

Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации!

На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле .

Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 4-6. Общее количество слайдов на 1 урок – 8-10.

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока

Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, на базе одного шаблона

Сжатый, информационный способ изложения материала

Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку


В своей работе я часто применяю ИКТ,
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

На уроках русского языка большую помощь оказывает программа тренажёр «Фраза» , где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. Данная программа позволяет проверить знания, оценить их и оказывает помощь.

УМК «Школа России» по все предметам предлагает электронное приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере.

На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Русские писатели и поэты».
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мною были созданы презентации к уроку русского языка во втором классе по теме «Части речи», по литературному чтению в первом классе «М. Пляцковский Помощник» и по окружающему миру «Зимушка зима». Урок, включающий слайды презентации вызывает у детей эмоциональный отклик, возрастает внимание, активность.
Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера,как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний
ИКТ я широко использую во внеклассной работе с учащимися. Прежде всего, это подготовка и оформление различных сообщений, проведение внеклассных мероприятий, классных часов. Создание и использование таких презентаций, как «Россия-родина моя», «Зимушка зима» построенных на местном материале , вызвали эмоциональный всплеск учащихся, активизировали познавательную деятельность,способствовали воспитанию любви к родному краю, желанию беречь родную природу.

На классном часе «Нашей школе 35» учащихся 1-4 классов через презентацию смогла познакомить с историей рождения и жизни Ноябрьской школы, что способствовало активизации интереса и внимания у всех без исключения.

При проведении праздника «Прощай начальная школа» вниманию зрителей и участников были представлены презентация «Статистический отчет» и видео «Этот фильм про нас, про четвертый класс!», что позволило всю историю этого класса за четыре года увидеть наглядно. Материал для статистического отчета мы с ребятами собирали вместе, а продуктом этой работы и получилась презентация. Детям, да и взрослым, это было интересно, увлекательно и познавательно.

Формирование первоначальных этических представлений, понятий о правилах поведения – это одна из задач воспитательной работы в начальных классах. На классном часе «Скоро День рождение» использование презентации обеспечило положительную мотивацию в решении этой задачи и способствовало активизации деятельности учащихся.

Участвовали с детьми в телекоммуникационных проектах. В данном случае учились пользоваться компьютером, как источником информации.
Я включаю в процесс обучения ещё аудио, и видео средства.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.


Уровень мотивации учебной деятельности на уроках с применением ИКТ

Уроки с ИКТ Традиционные уроки


Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.

Список литературы:

1. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г

2. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

3. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г

4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

5. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

6. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.2821-10)

http ://wikikurgan .orbitel .ru /index .php "Применение ИКТ в начальной школе"

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=562

СЛАЙД 1

Информационные технологии в начальном образовании: теория

и практика использования

Борисенко Э.В. учитель начальных классов

Кокуйской СШ 1

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии (ИТ ) находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровн ях .

Информатизация начальной школы – одно из направлений ее развития. Сегодня широко обсуждаются проблемы, связанные с осуществлением этого процесса. Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволяет эффективно использовать ИТ. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых предопределяет успешность последующего обучения. Эффективность решения данной задачи во многом зависит от используемых технологий обучения, особое место среди которых занимают ИТ.

Использование ИТ дает преимущества перед стандартной системой обучения:

СЛАЙД 2

Повышается интерес, мотивация учебной деятельности обучающихся;

Осуществляется дифференцированный подход;

Каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

За один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

Облегчается процесс контроля и оценки знаний;

Развиваются привычки учебной деятельности (целеполагание планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Внедрение ИТ в начальной школе основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:

СЛАЙД 3

Смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную; использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;

Большая часть знаний и умений, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;

Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Внедрение новых ИТ в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

С разумной долей игрового подхода, мультимедийной формы ‚ с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов учебный материал переводится в яркую увлекательную форму.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Рассмотрим возможности и методику использования ИТ в начальной школе. Использование компьютера на уроках в начальной школе позволяет формировать познавательный интерес, способствует активизации учебной деятельности младшего школьника. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования знаний. Компьютер помогает учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными.

Теоретические исследования, педагогические наблюдения, анализ собственной работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера:

При вхождении в урок (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

При изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);

При проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль);

При выполнении заданий обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

При организации исследовательской деятельности учащихся;

При интегрировании предметов.

Программное обеспечение по каждой учебной дисциплине включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. Программы удобны своей универсальностью могут быть использованы как для обучения, так и для самоконтроля, контроля со стороны преподавателя. Сам факт существования таких программ свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Широкое применение в начальной школе нашли такие информационные средства:

СЛАЙД 4

Электронные справочники и энциклопедии («Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»);

Тренажеры и программы тестирования (по математике русскому языку);

Образовательные ресурсы Интернета;

DVD и CD диски с иллюстрациями («Уроки Кирилла и Мефодия»);

Мультимедийные презентации уроков, разработанные в среде Microsoft Office PowerPoint; СЛАЙД 5

Проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д., созданные в текстовом процессоре MS Word;

Электронные таблицы, контрольные тесты, кроссворды, диаграммы и др., созданные в табличном процессоре MS Excel.

Стоит сделать особый акцент на презентациях, разработанных в MS PowerPoint, так как они являются одним из основных информационных средств. Можно выделить следующие варианты использования MS PowerPoint в работе с учащимися:

СЛАЙД 6

1.проведение презентации на уроке при объяснении нового материала. Заранее соз-данная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т.д.;

2.наглядная демонстрация модели реального процесса. Построение диаграмм, таблиц, которые невозможно или достаточно сложно выполнить с помощью плакатов или школьной доски;

3.презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Подготовка учениками (с помощью учителя или родителей) презентации для сопровождения собственного сообщения, реферата, создание альбомов;

4.контроль и коррекция знаний. Организация работы учащихся с программами-тренажерами и системами, содержащими элементы самоконтроля.

При включении информационных средств в процесс обучения младших школьников следует придерживаться определенных методических рекомендации по их использованию. Это:

СЛАЙД 7

Четко определять педагогическую цель применения ИТ в учебном процессе;

Уточнять, где и когда будет использован компьютер на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности его предъявления;

Согласовывать выбранное средство ИТ с другими техническими средствами обучения;

Учитывать специфику учебного материала, учебной дисциплины особенности класса, характер введения новой информации;

Анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

В соответствии с ФГОС главной задачей общего образования является развитие личности ученика . Мы рассматриваем ИТ не только как эффективное средство обучения младших школьников, но и как средство их развития.

Одним из эффективных инструментом развития младшего школьника являются компьютерные развивающие игры (КРИ ) . Они играют важную роль в развитии у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В играх нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.

КРИ по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, т.к. выполняет следующие функции:

СЛАЙД 8

- обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширению кругозора, навыков самообразования и т. д.);

- развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса);

- воспитывающу ю (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре);

- мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Особенностью КРИ является активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультфильмов. Есть множество компьютерных игр, кото рые развивают память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Такие и гры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности .

Учет психоэмоциональных и физиологических особенностей детей - важнейшее условие эффективного применения компьютерных игр. Детям младшего школьного возраста трудно ставить дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. КРИ ставят реальную, понятную, вполне достижимую цель: если верно решишь примеры - откроешь картинку, вставишь все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя и т.д. Примеры таких игр: СЛАЙД 9-10

«Тучкины штучки ».

Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала.

Описание: На облаке записаны слова с пропущенными буквами. Чуть в стороне на 2 маленьких облаках записаны буквы. Учитель предлагает вставить пропущенные буквы, выбрав одно облако. Если ответ неверный- гремит гром, ответ верный облако улыбается.

СЛАЙД 11-12

«Золушка. Учим таблицу умножения».

Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

Описание: На экране появляется Золушка, около которой расположены кусты и дается задание: если правильно найдёшь значения выражений, ты поможешь Золушке

выполнить работу в саду. Обучающиеся наводят курсор на число, которое им кажется верным. Если обучающиеся неверно находят значения выражений звучит неприятный сигнал.

Целесообразность использования КДИ на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний ее возможности значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места КДИ в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем их функций и классификации.

Факторами, сдерживающими процесс информатизации начальной школы, являются плохая обеспеченность школ компьютерами и недостаточная методическая подготовка учителя начальных классов. СЛАЙД 13

Использованная литература

1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.- 1994.

2.Верещагина Н.Н. Преподавание математики в классе с компьютерной поддержкой. -http:/centen fio.ru/

3.Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных технологий // Школьные технологии – 2004 – № 3.

Похожие публикации